Эндометрит - причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения в Juvi Clinic

Лечение хронического эндометрита

Лечение хронического эндометрита

Эндометрит — это воспаление внутреннего слизистого слоя матки (эндометрия). Чаще всего оно развивается в результате проникновения микроорганизмов в полость матки в условиях сниженного местного иммунитета. Хронический эндометрит характеризуется постоянным вялотекущим воспалительным процессом, провоцирующим морфологические и функциональные изменения эндометрия.

Хронический эндометрит протекает скрыто. Изменения эндометрия формируются постепенно, долго время не сказываясь ни на самочувствии женщины, ни на характере менструаций. Именно это становится причиной позднего обращения к гинекологу.

Хронический эндометрит
Методы лечения

Так как хронический эндометрит развивается в результате попадания в полость матки патогенных микроорганизмов, основной метод лечения будет направлен на устранение первопричины. Для этого назначается курс антибактериальной и противовоспалительной медикаментозной терапии. При выборе антибиотика врачи Juvi Clinic руководствуются принципами эмпирической терапии — использование препарата с доказанной эффективностью. Для достижения высокого лечебного эффекта допускается введение фармпрепаратов в слизистую матки. Это помогает повысить концентрацию активных веществ непосредственно в очаге воспаления.

Следующий этап лечения — восстановительный курс, включающий в себя гормональную и метаболическую терапию. Также назначается физиотерапевтическое лечение, улучшающее кровообращение, стимулирующее местный иммунитет и способствующее уменьшению воспалительного отека эндометрия:

1. УВЧ;
  2. электрофорез;
  3. импульсная ультразвуковая терапия;
  4. магнитотерапия.
Симптомы хронического эндометрита
Вялотекущий воспалительный процесс нарушает строение эндометрия. В результате в клетках слизистого слоя матки резко сокращается количество рецепторов к половым гормонам, развиваются атрофические процессы — нарушается механизм роста и отторжения эндометрия, а нормальная ткань замещается фиброзной (рубцовой). Именно эти изменения формируют соответствующую симптоматику хронического воспалительного процесса:

• нарушения менструального цикла (скудные или обильные менструации);
  • маточные кровотечения;
  • патологические выделения;
  • боли внизу живота;
  • дискомфорт и боли при половом акте;
  • невынашивание беременности и бесплодие.

Важно знать, что согласно статистике, репродуктивная функция начинает страдать гораздо раньше, чем проявятся первые клинические симптомы. Так, в 70% случаев неудачных попыток ЭКО, у женщин был обнаружен хронический эндометрит.
Диагностика
Диагностика хронического эндометрита начинается с осмотра и бимануального исследования у гинеколога. Проведение УЗИ органов малого таза является мало информативным в постановке диагноза, и используется лишь при наличии кист. Жалоб женщины, сбора анамнеза и осмотра на гинекологическом кресле вполне достаточно для постановки предварительного диагноза.

Основным методом диагностики является биопсия эндометрия с целью проведения дальнейшего гистологического исследования. В норме, слизистая оболочка матки содержит иммунные клетки разных типов, численность которых зависит от дня цикла. Эти клетки играют важную роль в имплантации эмбриона к стенке матки. Из этих клеток маркером хронического эндометрия является лишь один тип — CD138. Для постановки диагноза учитывают:
  • наличие клеток CD138 в биоптате эндометрия;
  • концентрацию CD138 (чем выше, тем больше вероятность воспалительного процесса).

Помочь в постановке диагноза может гистероскопия. При визуальной оценке врач может обнаружить гиперемию, белые пятна на фоне гиперемии, отек и микрополипы. Гистероскопия в обязательном порядке проводится при подозрении на внутриматочную патологию (полипы, спайки, аномалии развития) и позволяет выявить процессы, которые не видны на УЗИ. Для уточнения вида патогенных микроорганизмов проводят микробиологическое исследование.
Причины развития хронического эндометрита
Основная причина развития хронического эндометрита — патогенные и условно-патогенные микроорганизмы, попавшие в полость матки. При этом особую роль играет снижение барьерных механизмов защиты, препятствующих проникновению инфекции. Провоцирующими факторами могут стать:

• роды;
  • оперативные вмешательства;
  • аборт;
  • секс во время менструации;
  • диагностические и лечебные процедуры, проводимые в полости матки;
  • внутриматочные контрацептивы;
  • использование тампонов;
  • иммунодефицитные состояния.
Профилактика хронического эндометрита
К основным методам профилактики хронического эндометрита относятся:

• надлежащая гигиена половых органов, особенно во время менструации;
  • профилактика послеродовой и послеабортной инфекции;
  • использование средств барьерной контрацепции;
  • регулярные гинекологические осмотры с частотой 1 раз в 6 месяцев.