Заболевания яичников у женщин: причины, симптомы, методы лечения и профилактика

Заболевания яичников

Красная Пресня, 21 (открытие весной 2024)
Заболевания яичников

Заболевания яичников у женщин могут нарушать деятельность всей женской репродуктивной системы и приводить к бесплодию. Поэтому важно выявлять и лечить заболевания яичников на самом раннем этапе, чтобы не допустить необратимых изменений в их деятельности. Яичники выполняют несколько важных задач: формирование яйцеклеток, синтез и выработка гормонов, необходимых для регулирования репродуктивной функции женщины, поддержка беременности — яичники синтезируют гормоны, необходимые для поддержания беременности и обеспечения правильного развития эмбриона.

Причины возникновения заболеваний яичников разнообразны, на сегодняшний день выделяют следующие причины формирования болезней яичников:

• функциональные нарушения: гипоплазия яичников, преждевременное угасание функции яичников, недостаточность яичников, поликистоз яичников;
  • врожденные нарушения развития: агенезия, дисгенезия;
  • воспалительные заболевания: оофорит;
  • доброкачественные опухолевые образования яичников: фолликулярные кисты, кисты желтого тела, простые кисты, эндометриоз яичников;
  • злокачественные опухолевые образования: рак яичников.

Большинство заболеваний яичников протекают бессимптомно, без каких-либо клинических проявлений. Чаще всего болезнь выявляется при плановом гинекологическом осмотре, поэтому не стоит пренебрегать регулярными посещениями доктора. Чем раньше будет диагностирована болезнь, тем выше шанс на полное выздоровление без негативных последствий для здоровья.

Заболевания яичников у женщин
Симптомы заболеваний яичников

Врожденные патологии яичников

Врожденные патологии яичников, как правило, не имеют специфической симптоматики и часто диагностируются случайно — при проблемах с половым созреванием или зачатием. Может наблюдаться недоразвитие наружных половых органов, изменение телосложения и нарушение характера оволосения.

Функциональные и гормональные заболевания

Функциональные и гормональные заболевания проявляют себя угнетением овуляции, аменореей или нерегулярным менструальным циклом. При данной группе патологий сначала нарушается непосредственно гормональная функция яичников, что впоследствии сказывается на работе всей эндокринной системы организма.

Воспалительные заболевания

При воспалительных заболеваниях яичников отмечаются боли в нижних отделах живота, повышение температуры тела, аномальные выделения из половых путей, нарушение мочеиспускание и общая слабость. Также возможны нарушения менструального цикла, боль во время полового акта и бесплодие.

Доброкачественные новообразования яичников

Большинство доброкачественных новообразований яичников являются гормонально активными, поэтому женщина может отмечать нарушения менструального цикла. Отмечаются боли внизу живота, аномальные кровяные выделения, дискомфорт во время полового акта. Некоторые виды кист протекают бессимптомно и обнаруживаются случайно во время профилактического обследования.

Злокачественные новообразования яичников

К сожалению, большинство злокачественных новообразований яичников не дают ярко выраженной симптоматики на начальных стадиях заболевания. Основной признак онкологического поражения яичников — асцит — наличие свободной жидкости в брюшной полости. В результате, женщина отмечает увеличение объема живота. Могут наблюдаться повышение температуры тела, боль в нижней части живота, дискомфорт во время полового акта, маточные кровотечения и нарушения менструального цикла.

Диагностика заболевания яичников
Диагностика заболеваний яичников включает тщательный сбор анамнеза и жалоб пациентки. При осмотре на кресле гинеколог может обнаружить увеличенные яичники, определить их болезненность при пальпации, для дальнейшей установки диагноза врач назначает ряд диагностических исследований:

• УЗИ органов малого таза для определения характера патологического процесса, при необходимости, для оценки кровотока в яичниках, исследование делают с ЦДК (доплер);
  • Компьютерная томограмма (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ) по показаниям;
  • Анализы ПЦР на ИППП, мазок на флору, бак посев на флору при воспалительных заболеваниях;
  • Анализ крови на онкомаркеры яичников;
  • Анализ крови для определения уровня половых гормонов и оценки гормонального статуса.
Методы лечения
Лечение заболеваний яичников сугубо индивидуально для каждой пациентки и каждого вида патологии. Тактика выбирается на основании результатов осмотра, лабораторных и инструментальных исследований.

Так при функциональных нарушениях показана заместительная гормональная терапия для нормализации менструального цикла. Воспалительные заболевания придатков могут потребовать антибактериальной терапии и восстановления микрофлоры влагалища. Для лечения кист показана медикаментозная терапия гормональными препаратами, однако не исключено оперативное вмешательство. Основное лечение рака яичников — удаление органа.
Профилактика заболевания яичников
Профилактика заболеваний яичников сводится к своевременному проведению гинекологических осмотров и УЗИ органов малого таза. Так как большинство патологий на начальных стадиях протекают бессимптомно, важно проходить обследование даже в период отсутствия жалоб. Также к мерам профилактики относятся:

• своевременное лечение инфекционно-воспалительных заболеваний органов малого таза;
  • использование барьерной контрацепции (презервативов);
  • разумный подход к выбору половых партнеров;
  • приверженность здоровому образу жизни.
Направление гинекологии начнет работу весной 2024