Киста яичника: симптомы, признаки, виды кист яичника, диагностика и лечение

Киста яичника

Киста яичника
Киста яичника — симптомы и методы лечения

Киста яичника — опухолевидное новообразование, полость которого заполнена жидкостью. Это доброкачественное образование, склонное к постоянному росту. Может локализоваться как внутри яичника, так и на его поверхности.

Кисты яичника у женщин широко распространены. Чаще развиваются у пациенток фертильного возраста с нарушенным менструальным циклом. Большинство из них не представляют опасности, протекают бессимптомно и не доставляют дискомфорта. Однако, без должного наблюдения и лечения киста вырастает в крупное образование, которое может сдавливать близлежащие органы, приводя к серьезным осложнениям. Иногда происходит перекрут ножки или разрыв кисты, которые сопровождаются яркими клиническими симптомами «острого живота». Если помощь не будет оказана вовремя, может развиться воспалительный процесс в брюшной полости, что влечет за собой проведение экстренной операции.

Поэтому важно регулярно проходить обследование у врача-гинеколога, диагноз заболевания устанавливается только по результатам комплексного обследования. Лечение подбирается с учетом типа образования, возраста и репродуктивных планов. Пациентке может быть рекомендована консервативная терапия, операция или их комбинация.

киста яичника причины и лечение
Методы лечения кисты яичника

Динамическое наблюдение

Выбор терапевтической тактики зависит от типа образования, размера, локализации, возраста пациентки, общего состояния здоровья, наличия сопутствующих патологий. В ряде случаев лечение не проводится – пациентка нуждается только в динамическом наблюдении. Наблюдение продолжается на протяжении 2-3 месяцев, сопровождается контролем кист при помощи УЗИ в разные фазы менструального цикла. Функциональные образования обычно проходят самостоятельно в течение нескольких месяцев. Для предупреждения их повторного образования пациентке могут быть назначены гормональные контрацептивы, препятствующие овуляции.

Консервативное лечение

Если за время динамического наблюдения киста не рассасывается самостоятельно, врач назначает консервативную терапию. Консервативное лечение включает в себя:

1. прием комбинированных оральных контрацептивов;
  2. физиотерапию;
  3. прием витаминно-минеральных комплексов.

Хирургический метод лечения кисты яичника

При отсутствии положительной динамики в течение 3-6 месяцев, показано хирургическое лечение кисты. Также среди показаний к оперативному лечению выделяют:

1. геморрагические и истинные кисты;
  2. репродуктивный возраст и планирование беременности;
  3. быстрый рост кисты;
  4. разрыв кисты с внутрибрюшным кровотечением;
  5. перекрут кисты в отсутствие эффекта от консервативного лечения;
  6. признаки озлокачествления.

В современной гинекологии при выборе оперативного вмешательства предпочтение отдается лапароскопии. Он предполагает 3 небольших прокола на передней стенке живота, через которые инструменты вводятся в брюшную полость. Операции отличаются минимальной травмой тканей, незначительным послеоперационным шрамом, быстрым восстановлением.

Диагностика заболевания
Поскольку длительное время киста яичника может себя никак не проявлять, важно регулярно проводить профилактические осмотры у гинеколога. Врач может выявить патологию уже при гинекологическом осмотре и проведении бимануального исследования яичников через стенку живота, оценивая ее размер и характер поверхности.

Дополнительная диагностика может включать в себя:

• Проведение УЗИ органов малого таза в разные фазы менструального цикла. Позволяет определить локализацию кисты, ее размеры и характер содержимого.
  • Лабораторные исследования: клинический анализ крови и биохимическое исследование крови для определения онкомаркера.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) рекомендована для дифференциальной диагностики кист яичников со злокачественными новообразованиями.
Симптомы кисты яичника
Чаще всего кисты не проявляют себя долгое время и обнаруживаются случайно в ходе проведения УЗИ органов малого таза. Так как киста нередко бессимптомно достигает больших размеров, она может быть диагностирована гинекологом в рамках профилактического мануального осмотра. Характерные симптомы:

• нарушения менструального цикла;
  • чувство давления или ноющая боль в нижних отделах живота со стороны локализации кисты;
  • боль и дискомфорт во время полового акта;
  • выраженный предменструальный синдром.

Ярко-выраженные симптомы наблюдаются при осложнении течения заболевания — перекрут ножки или разрыв кисты. В этом случае отмечается картина «острого живота»: резкая боль в нижней части живота, повышение температуры тела, тошнота, симптомы раздражения брюшины.
Профилактика возникновения
Не смотря на то, что лечение помогает полностью избавиться от кисты, оно не предотвращает риск ее рецидива. Поэтому женщине стоит уделять особое внимание мерам профилактики:

• ежегодное профилактическое обследование у гинеколога с прохождение УЗИ органов малого таза;
  • подбор гормональных контрацептивных препаратов строго под контролем врача;
  • коррекция нарушений менструального цикла;
  • поддержание здорового образа жизни и оптимальной массы тела.
Функциональные образования яичника
Виды кист

Фолликулярная — развивается на месте фолликула, из которого не вышла яйцеклетка во время овуляции. В большинстве случаев рассасывается самостоятельно в течение 3-6 месяцев.

Лютеиновая (желтого тела) — образуется из остатков лопнувшего во время овуляции фолликула, из которого вышла яйцеклетка. Внутри фолликула начинает накапливаться жидкость, фолликул трансформируется в кисту. Образования самопроизвольно рассасываются максимум в течение полугода.
Геморрагическая киста
Виды кист

Эндометриоидная — образована клетками эндометрия, выстилающего полость матки, попавшими в ткань яичника.

Дермоидная — врожденная, формируется в результате нарушения эмбрионального развития, когда в яичник плода попадают клетки покровного эпителия и начинают активно делиться. Такие образования могут содержать в себе волосы, зубы, ногти, кожу.
Истинная киста
Истинные кисты яичника склонны к росту, имеют тенденцию к разрыву, перекруту, озлокачествлению, лечатся только хирургическим методом. Наиболее часто встречающиеся истинные кисты яичников: муцинозная, серозная, герминогенная.
Параовариальная киста
Параовариальная киста формируется из рудимента (придатка яичника) и располагается над маткой. Чаще всего является небольшой (до 6 см в диаметре). Лечение образования больших размеров проводится преимущественно хирургическим путем.
Причины возникновения кист
  • нарушение гормонального фона;
  • хроническое воспаление репродуктивных органов;
  • частое травмирующее воздействие (аборты, гинекологические операции);
  • хронические венерические заболевания;
  • болезни гипофиза и щитовидной железы;
  • наследственная предрасположенность;
  • тяжелые условия труда;
  • нарушение питания (строгие монодиеты).